image

Блог

Рано или поздно обстоятельства могут сложиться так, что вам будет необходимо написать письмо или статью самостоятельно. Для того, чтобы этот процесс стал максимально легким и у вас получилось создать текст, который заставит людей думать так, как думаете вы, мы создали этот блог. Здесь вы не только найдете полезные приемы для написания текстов, но и интересные интервью с представителями разных сфер бизнеса, а также самые актуальные новости из мира рекламы и PR. Приятного чтения!

Интервью с экспертом в сфере FMCG-ритейла Игорем Гарбаруком

qwe

О чем не говорит вслух рынок FMCG или Почему апельсины стоят дешевле, чем отечественный лук.

Всегда интересно знать, что происходит «за кадром». Во-первых, это просто любопытно. Во-вторых, помогает понять куда двигаться дальше и как себя вести в сложившихся обстоятельствах. Особенно это актуально сейчас, когда все вокруг повышают цены и говорят о кризисе. Но так ли он реален? Успешный маркетолог и эксперт в сфере FMCG-ритейла Игорь Гарбарук, на счету которого работа в Министерстве экономического развития и торговли Украины, а наряду с этим руководящие должности в крупных алкогольных компаниях и торговых сетях, за дружеской чашкой кофе рассказал о том, что на самом деле происходит на рынке товаров повседневного спроса, так ли страшен черт, как его рисуют и куда движется в своем развитии наше общество.

Оксана Аккерман: Слушай, вот что интересно. Мне повезло работать в сфере FMCG в «золотые времена», до кризиса. Были бешеные бюджеты, торговые марки выводились в лидеры рынка буквально за год. За счет того, что были деньги, была возможность создавать имидж бренда поступательно. Люди покупали то, что считалось популярным, позволяло чувствовать себя модным или быть причастным к «элите». Сейчас эти рекламные бюджеты основательно сократились. Как выживают бренды? Что сейчас продается?

Игорь Гарбарук: На сегодняшний день, если посмотреть по торговым сетям, достаточно активно развивается сегмент Private Label. То есть, это собственная торговая марка сети. Они берут, допустим, сок - который является лидером данной категории, копируют его потребительские характеристики, потом «одевают» в корпоративную упаковку и пишут своё название. Или же это может быть вообще белая упаковка, без названия торговой марки на которой просто написано – «Сок яблочный». Это мировая тенденция.

К слову! Присутствует такое себе «общепризнанное мнение», что товары в сегменте PL покупают те, кто не может позволить себе брендированные товары – однозначно более дорогие и предполагаемо лучшие по качеству. Так вот, самый большой % уровня проникновения Private Label среди национальных рынков где бы ты думала?!.. В благополучной Швейцарии – 47%. В упоминаемой выше Британии он равен 43%, а в Германии – 35%. Всё просто! Это страны, где потребитель исторически привык считать свои собственные деньги, ценить заработанное и рачительно его расходовать.

qweqweee

О.А.: А как тогда выживают производители заграницей?

И.Г.: Работают на торговые сети. Договариваются и сотрудничают. Деваться им некуда. Но, чтобы не было «перекосов» в этом сотрудничестве – на страже стоит закон и государственные исполнительные службы. То, что у нас воспринимается как излишнее регулирование и с пиететом критикуется - в Европе расценивается как долгосрочная забота о его величестве ПОТРЕБИТЕЛЕ!

О.А.: Но есть какие-то сегменты, которые все так же сегодня успешно продаются и никакие кризисы и скачки курса валют на них не влияют?

И.Г.: Есть безусловно. Все, что касается дешёвой еды – продается. Все, что касается медикаментов – продается. Телекоммуникации продаются. То, что обеспечивает нашу жизнедеятельность, всегда имеет успех. Мало того, я знаю достаточно большое количество компаний, которые воспользовались ситуацией и на общем ажиотаже только выиграли. Например, сократив зарплаты своим сотрудникам. Хотя могли себе позволить этого не делать, потому что в прибыльности они абсолютно не упали. Молочная продукция смотри как продается шикарно. Гречка за два года подорожала в пять раз! У нас апельсины стоят дешевле, чем отечественный лук. Опять же, это ментальность. Сколько бы мы ни рассказывали всем какие мы хорошие, на самом деле мы жадные. И многое из происходящего сегодня на рынке FMCG – это откровенное жлобство - как со стороны компаний производителей, так и со стороны ритейла. Фактически декларируемый ими тезис о том, что «основа их ежедневной деятельности - это удовлетворение потребностей покупателей», на поверку зачастую оказывается всего лишь банальным PR-лозунгом.

wewewqq

О.А.: И будущее этого рынка точно за торговыми сетями?

И.Г.: Да. Смотри, когда я возглавлял Департамент развития торговли Министерства экономического развития и торговли Украины (2011-2013гг.) я сделал запрос «Государственной службе статистики Украины» с целью определения доли в розничном обороте самых крупных сетей страны. Так вот, объем реализованной продукции крупнейшими торговыми сетями Украины (без ПДВ) и их доля в розничном ТО торговой сети на тот момент уже составляли 86,6 млрд. грн. и 27,6% соответственно. Из них - 22,3% были сформированы национальными розничными операторами, а 5,3% - иностранными. ТОП-10 самых крупных сетей сформировали 23,7% товарооборота, а ТОП-5 – 19,3%. Для понимания: товарооборот ТОП-5 розничных сетей Франции - на уровне 85%, а Германии – 65%, ТОП-4 сетей Великобритании – 86%, ТОП-10 сетей Венгрии – 88%, а Словении – 99%. С точки зрения бизнеса, это очень классная тенденция для «сетевиков». И это нормально, когда сети занимают 70-80% рынка, как в Европе. Но опять же мы приходим к чему: к вопросу чётко регламентированного законодательства и вопросу национальной ментальности. Потому что, если у нас сегодня пять основных розничных сетей займут 80% рынка, стране будет кирдык. Они всех задавят и скажут: «Теперь мы хозяева этой жизни».

qwewewwww

О.А.: Если я правильно понимаю, при этом крепко пострадают и рекламные агентства? Торговая сеть ведь не нуждается в таком количестве маркетологов, мерчендайзеров и прочих специалистов этой области. То есть такой огромный рекламный пласт тоже будет вынужден переквалифицироваться?

И.Г.: Совершенно верно. Но давай зайдем с другой стороны. Помнишь сколько раньше телефонных будок стояло по городу? Где они сейчас?

О.А.: Понятия не имею 

И.Г.: Их нет. Потому что есть такая штука, как мобильный телефон. Изменилась ситуация? Изменилась. То есть рынок просто уничтожен. Его нет. Почему «Укртелеком» выл от этой ситуации? Потому что те кабельные сети, которые ими были проложены, оказались и даром никому не нужны. С другой стороны, после развития Интернета, с появлением Вайбера, Вотсапа и так далее, классическая телефонная связь тоже становится не очень нужна. Вот почему мобильные операторы сейчас так активно ухватились за 3G или 4G. То есть рынок меняется независимо от того, хотим мы этого или нет. И так будет всегда. Или, например, насколько нужны рабочие, которые работают с 9 до 18 при нынешнем уровне технологичности предприятий и их автоматизированности?

О.А.: Слушай, ну не нужно быть экономистом, чтобы понимать, что это все ведет к глобальным изменениям.

И.Г.: Конечно. Сегодня актуально быть инженером, IT-шником, разбираться в цифрах. Не просто разговаривать о каких-то общих тенденциях, а быть глубоко в этой теме. Люди слишком дорого обходятся по сравнению с технологиями. Соответственно, трудозатраты наши и наша направленность должна уходить в другое русло. Рабочий, который работает с утра до вечера постепенно становится ненужным. Люди должны становиться в своем роде «свободными художниками», начинать заниматься тем, что им нравится. И, как следствие, финансовая система должна измениться очень сильно.

О.А.: С точки зрения глобальности этого процесса и того, что большинство людей сегодня не планируют кардинально менять свою жизнь, это будет больно. Допустим, Запорожье индустриальный город, в котором 80% населения рабочие люди. И представляешь сегодня сказать им: «Извините, ребята, вся ваша жизнь до этого была ошибкой. Пора заниматься тем, что вам нравится!».

И.Г.: Человеческий труд должен очень высоко цениться. А у нас он не имеет ценности. Поэтому хоть и жестко, но сейчас происходит формирование принципиально другой философии жизни. И это будет отражаться во всех сферах бизнеса в том числе.

О.А.: Как, например, это уже повлияло на рынок FMCG?

И.Г.: Сейчас явно видна эта тенденция к переменам. Много людей с рынка ушли. Компании сворачивают штаты. Вокруг куда ни глянь одни консультанты – зачастую в прошлом сокращённые ТОП-менеджеры. Все читают тренинги, проводят мастер-классы или пишут книги. И это, наверное, тоже хорошо. Вот все говорят Филипп Котлер – это классика маркетинга. Но нужно быть честными, с того времени прошло 30 лет и основательно все поменялось. Люди ищут себя в чем-то новом, учатся другому отношению к жизни и бизнесу и рынок меняется вместе с ними.

О.А.: И в чем по твоему мнению должна заключаться эта новая философия?

И.Г.: На самом деле она стара как Мир и была сформулирована ещё Сократом. Она так и называется «Система бытия Сократа». Это фактически Формула Успеха для каждого из нас - состоящая всего лишь из трех слов: «Быть. Делать. Иметь». Но, мы часто путаем последовательность этих слов. Хотим что-то иметь, даже что-то делаем для этого, но достигая определенного потолка, дальше стопоримся. А все потому, что для того, чтобы кем-то стать, нужно изначально БЫТЬ. Наполнить себя каким-то содержанием. Чтобы, когда ты осознал кто ты есть и что тебе в этой жизни надо, ты только тогда начинал делать то, что тебе на самом деле нужно. Именно тебе. А не обществу или рекламным агентствам. И тогда будет не важно кто ты шеф-повар Мишленовского ресторана или повар в столовой на сто человек. У вас будет разный уровень мышления, но вы будете одинаково важны - каждый на своем месте!

Закажите текст, который поможет решить Ваши задачи
Написать сейчас
Created by OwlWeb